Формула мудрости

Нежный лирик и ироничный сатирик, бард Юлий Ким выступил в Киеве.

Возле консерватории спрашивали лишние билетики, однако свободных мест в зале попросту не было — аншлаг.
На сцену вышел человек, взял гитару и запел. Чем дольше он пел, тем яснее становилось, что всем, сидящим в зале, сказочно повезло. Нам было подарено три часа живого общения с добрым и веселым, умным и талантливым человеком. В общем, то, чего в жизни всегда не хватает.

Свой вечер Юлий Ким начал с песен, вдохновленных фантастикой-романтикой далекой Камчатки, где, окончив Московский педагогический институт, проработал три года в школе. «Берингово море, Тихий океан… эти волны навсегда закатились ко мне в душу и плещутся там, не ослабевая». Вот откуда приплыла к нам «Рыба-кит» — и песня, и одноименная пластинка — незаменимый источник бодрости для слушателя любого возраста. Кстати, именно так назывался и школьный ансамбль, организованный молодым учителем Кимом в маленьком поселке Анапке, на краю света. Там ставили спектакли, проводили костюмированные балы и слушали музыку при свечах. В исполняемых песнях гудел норд-ост, капитан Беринг открывал дикий берег, а бесшабашные пираты делили добычу…

Когда Ким вернулся в Москву, он продолжил сочинять, участвовал в концертах авторской песни и стал одним из самых любимых бардов. Начал писать для кино и театра, сотрудничать с композиторами Дашкевичем, Рыбниковым, Гладковым, а к фильму «Похождения зубного врача» песни Кима аранжировал Альфред Шнитке. Каждый фильм, в котором Ким принимал участие, становился событием: «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Красная шапочка», «Бумбараш». А всего фильмов и спектаклей с использованием его песенных текстов около ста.

О диапазоне театрального и кинотворчества лучше всего сказал сам автор: «Песни, романсы, куплеты, баллады, арии, молитвы, частушки, монологи и другие вокальные номера, которые исполняют солдаты, студенты, рыцари, волки, лесорубы, охотники, актеры, офицеры, странники, шуты, пионеры, красноармейцы, пираты — и другие герои Мольера, Гайдара, Свифта, Шекспира, Володина, Сервантеса, Ильфа и Петрова, Горина, Костера, Перро, Островского, Воннегута, Булгакова».

Его интересно слушать: говорит серьезно, а кажется, что шутит, да он и в самом деле шутит, причем все шутки добрые.

Юлий Ким — поэт. Нежный лирик и ироничный сатирик, восточный мудрец и очарованный странник: «Я не знаю, как это назвать. Как назвать, объявить, озаглавить. Никаких категорий не дать. Ни в какие разряды не вставить. Страсть, привычка, альянс, мезальянс, уваженье, терпенье — все мимо. Это только с тобою у нас. За все время истории мира».

Юлий Ким — бард. Что такое авторская песня? Существует две точки зрения: сторонники первой полагают, что песни — это полноценные стихи, которые можно напевать, то есть мелодия необязательна. Ким же говорит, что большинство его песен нужно петь, они живут только вместе с музыкой. И продекламировал начало песни о хорошем настроении — действительно, забавно слушать без мелодии. Впрочем, Юлий Черсанович — мастер таких творений, изящно сотканных из рифмованных и нерифмованных фрагментов.

Среди них «Диалог о совести»: «Я вчера сделал открытие. Открыл я недавно словарь. Оказывается, совесть — это нравственная категория, позволяющая безошибочно отличать дурное от доброго». Что тут добавить?

На прощанье он исполнил мою любимую, про клоуна: «Давайте поля сражений объединим в один манеж для представлений: я выйду на середину — и вы, как дети, смейтесь, смейтесь надо мной!».

Его безоблачность означает мудрость. В произведениях всегда присутствует первозданная свежесть восприятия жизни и понимание ее. Милосердие, несущее свет. Шестидесятник, правозащитник и просто волшебник Ким поет не о сиюминутном — о вечном и, размышляя над гамлетовскими вопросами, предлагает нам ответ. Он — в песнях: слушайте!

Ноябрь 2005 г.